Новости
Газета
Колумнистика
Информ. киоск

Вкус древней Коломны

Готовясь посетить Коломну, решила перечесть поэму Пушкина «Домик в Коломне», строки из которой помнятся еще со школы: В Коломну, к Покрову — и в воскресенье Там слушать русское богослуженье.

Но каково же было разочарование, когда обнаружилось, что поэт писал совсем о другой Коломне — предместье Санкт-Петербурга. Впрочем, путешествие в подмосковную Коломну от этого не стало менее увлекательным: старинному русскому городу есть чем удивить гостей.

Коломенский кремль — родственник Московского кремля@фото Наталии Веркашанцевой

Да, не попала Коломна в произведение классика. Зато Коломенский кремль, построенный во времена царствования Василия III, вошел в десятку победителей народного голосования конкурса «Россия-10», организованного телеканалом «Россия 1» и Русским географическим обществом.

Я бы тоже проголосовала. Во-первых, именно из стен Коломенского кремля Дмитрий Донской повел русские войска на Куликово поле. Во-вторых, впечатляют масштабы кремля: 24 гектара, опоясанные фрагментами крепостной стены и сохранившимися башнями. Стена, насчитывавшая первоначально 17 башен, имела протяженность 1 938 метров. Высота ее достигала 21 метра, толщина — более четырех. Ныне сохранилось всего семь башен: мощнейшая крепость XVI века, устоявшая в битвах с татарами, не выдержала атак сограждан, разобравших большую часть цитадели на строительный материал еще в XVIII — начале XIX века.

Существует версия, что возведением Коломенского кремля руководил итальянский архитектор, который до этого построил Московский кремль, взяв его за образец при строительстве крепости в Коломне. При большом сходстве со столичным собратом Коломенский кремль имеет также и итальянские черты, в которых повторяются формы крепостей Турина, Милана, Вероны.

За свою пятивековую историю стены и башни Коломенского кремля были участниками и свидетелями междоусобных «разборок» великих князей, противостояния Московского княжества и Золотой Орды, единения русских войск для походов против недругов и авантюристов Смутного времени.

По одной из легенд, в одной из башен, которая ныне называется Маринкиной, была заточена Марина Мнишек.Одни считают, что здесь она и скончалась, другие верят, что узница, обратившись сорокой, вылетела в окно. Но обе стороны сходятся в том, что смутьянка захоронила клад под створкой Пятницких ворот.

* * *

Что же касается «русского богослуженья», Коломна во все времена была не просто религиозным центром Московского княжества, а его церковной столицей, всегда гордилась своими святыми местами и монастырями. Самый древний — Богородице-Рождественский Бобренев монастырь, архитектурный памятник храбрости и доблести русских воинов, которые разгромили войско хана Мамая в Куликовской битве. Монастырь был возведен на деньги князя Дмитрия Донского.

Старо-Голутвин монастырь в Коломне — второй по старшинству. Он был основан возле слияния Оки и Москвы-реки в 1385 году Сергием Радонежским. В монастырском комплексе особое место отдано ограде, возведеннной по проекту архитектора Матвея Казакова, который в свое время был автором градостроительного плана Коломны. Во время Великой Отечественной войны монастырь был базой артиллерийских частей Красной армии и сильно пострадал от солдат — они, тренируясь в точности стрельбы, использовали в качестве мишеней лики святых...

В кремле расположена еще одна знаменитая обитель — Успенский Брусенский монастырь, основанный во второй половине XVI века. Перед Казанским походом Иван Грозный дал обет в случае победы построить в Коломне монастырь. И слово сдержал. Изначально монастырь населяли участники Казанского похода. Теперь он стал женским. Ограда монастыря с башнями и двумя воротами тоже относится к разработкам Казакова.

Череду действующих Коломенских монастырей завершает Свято-Троицкий Ново-Голутвин монастырь. На его территории некогда была расположена резиденция коломенских епископов. И к его строительству приложил руку Матвей Казаков. Вначале и монастырь был мужской, а ныне стал женским. На некоторое время после 1918 года был превращен в коммуналку атеистов. Что тут скажешь? У храмов, как и у людей, бывают трудные судьбы...

* * *

Но не будем о грустном. Давайте лучше о вкусном! Перво-наперво про пастилу — традиционную русскую сладость. Этот высушенный в печи десерт из взбитого ягодного или яблочного пюре был очень популярен в дореволюционной России. Пастилу делали еще в XV веке, она была своеобразным «средневековым консервом» — хранилась долго, не теряя вкусовых свойств.

Не было пастилы вкуснее коломенской — на этом лакомстве обогатилась не одна местная фабрика. После революции предприятия были экспроприированы, производство прекращено. Вкус забыт, фирменный рецепт утерян. Но нашлись энтузиасты, которые век спустя обнаружили в архивах утраченный было рецепт коломенской сладости, восстановили фабрику и возродили производство. При фабрике создали Музей забытого вкуса, при музее разбили сад, в котором разместилось кафе «Вкусные истории», где в качестве меню — рукописная книга старинных рецептов. О коломенском музее-фабрике еще несколько лет назад никто не слышал. Теперь же собираются открыть филиал в Великобритании — в Норфолке, где растут яблоки, не подвергнувшиеся гибридизации и потому подходящие для производства традиционной пастилы.

В сувенирной лавке музея есть из чего выбирать. Не перечисляя все 33 рецепта, которые используются ныне для производства пастилы, скажем, что среди богатства сладостей есть кондитерская линия, посвященная русским писателям. Вот, например, любимая пастила Льва Толстого, рецепт которой нашли в записях его жены Софьи Андреевны. Невероятным сластеной был и Достоевский — у него всегда были припасены синий изюм, желе из фруктов, шоколад, мед, а к посту Федор Михайлович покупал красную и белую пастилу. Их рецепты тоже восстановлены. Мы все знаем ставшее расхожим высказывание писателя о том, что красота спасет мир. А он, оказывается, еще и вот что сказал: «Человечество спасется садом и садом выправится».

Но самый необычный экспонат музея — «Пастила „Трезвость“. Отъ запоя и пьянства». Она производилась с 1735 года, в 1907 году была удостоена Большой Золотой медали и Гран-при на Парижской выставке. В архивах Российской государственной библиотеки («Ленинки») хранится рекламный листок 1909 года, расписывающий чудодейственные свойства пастилы «Трезвость».

Результат иллюстрируется фотографиями «до» и «после» — лохматый мужик в пижаме и франт в белоснежной сорочке. «Я страшно пил вино, а теперь я ем пастилу „Трезвость“», — гласит рекламный слоган. И реклама не обманывает. Русский народ давно знает, что клин вышибается клином, а застарелый хмель новым. В Коломне же придумали останавливать запой с помощью яблочной пастилы с добавлением в нее взвара хмеля. Между прочим, пастила «Трезвость» и сейчас самый ходовой товар. Хотя коробочка этого чудесного снадобья стоит 600 рублей — в шесть раз дороже, чем любая другая пастила. Почему-то особенно активно раскупают средство от запоя москвичи.

* * *

Как ни вкусна коломенская пастила, но коломенский калач вкуснее, хотя и делается всего-то из муки, воды и хмеля. Да, есть еще один ингредиент — соль. Так в чем же секрет? В смеси мук! Именно такое словосочетание употребляют создатели музея «Калачная лавка». А смесь эта, как говорят, делалась по золотому сечению, как произведение искусства — смешивались слои крупитчатой муки и обычной. Второй секрет — технология. Тут тоже без мук не обошлось. Главное — специальная двухподовая печь, конструкцию которой восстанавливали по архивам. Топят ее березовыми дровами без коры — для белизны калачей. И раскатывают тесто, вернее, «трут» — на столе с чугунной поверхностью, под которую насыпают кусочки льда. Отсюда и выражение — «тертый калач». «Дойти до ручки» — это тоже пошло от коломенского калача. Калач похож на амбарный замок. Верхнюю его часть — дужку, которую называют ручкой, раньше было есть не принято, она была нужна для того, чтобы мастеровой человек мог за нее браться грязными руками. Так вот ее выбрасывали собакам. И если кто-то съедал эту ручку (кстати, очень вкусная штука!), про него и говорили — мол, дошел до ручки, то бишь, крайней степени нищеты. Не поверите, но «раскатать губу» или «закатать губу» — тоже привет от калача! Чтобы корочка не потрескалась, на калаче делали надрез и закатывали «губу», посыпали открывшуюся щель мукой и раскатывали «губу». Вот и все, ничего обидного.

Но не будем выдавать всех секретов коломенского калача, лучше один раз попробовать, чем сто раз услышать. Поверьте на слово: коломенский калач считался на Руси вершиной пекарского искусства. И стоил целое состояние — за одни и те же деньги можно было купить либо один калач весом в один фунт (454 грамма), либо 10 килограммов селедки.

Калачная — музей необычный. Здесь не рассказывают, как пекут калачи, а показывают. Причем показывает сам калашник, историческим прототипом которого стал коломенский посадский человек по фамилии Миляев. А завершается часовая экскурсия чаепитием и поеданием калачей с пылу с жару. При музее есть лавка, где торгуют калачами на вынос и с возу. Специально для этого приобрели лошадь породы першерон, выведенной во Франции, как это было век назад. И не усматривайте тут аналогии с французскими круассанами. Просто на тяжеловозах-першеронах всегда возили мешки с мукой.

Вот так с большим энтузиазмом в Коломне возрождают не только старинные торговые промыслы, но и забытый вкус русской истории.

Коломенские святыни@ В этом доме бывал Александр Куприн...@ ...а в этом — Анна Ахматова@ Коломенский калач куда вкусней французского круассана@

Написать автору статьи