Новости
Газета
Колумнистика
Информ. киоск

О дивный Русский мир!

Характеризуя представителей современного общества, политики и журналисты часто прибегают к лексике, которая обнажает глубокие социальные противоречия: патриот — либерал, ватник — укроп, консерватор — западник и так далее

Сергей Скибин: «Общая беда нас объединяет куда крепче, чем сытость» @фото Александры Скобелевой

Мы не похожи друг на друга, но составляем единое общество и страну. Воспитанные на одних учебниках истории и литературы, почему мы смотрим на многое по-разному? Вместе с профессором кафедры литературы и методики преподавания литературы филологического факультета Оренбургского государственного педагогического университета Сергеем Михайловичем СКИБИНЫМ мы попытались заглянуть в глубины непростого, но удивительного Русского мира.

— На фоне совсем не утешающих событий на Юго-Востоке Украины, экономического кризиса и западных санкций, постоянного поиска врагов и разделения на «наших» и «чужих» российское общество сталкивается с таким понятием, как Русский мир. Что он представляет из себя в наши дни?

— Русский мир — понятие неоднозначное. Его нужно рассматривать в историко-функциональном аспекте. В минувшие годы под этим явлением понимали разное. Мной Русский мир, прежде всего, воспринимается в широком смысле как некий пласт культуры, как явление духовное, нравственное, то есть то, что объединяет людей в единое целое.

— Единое целое, которое сплачивает людей в массу с одними и теми же целями и стремлениями?

— Это вовсе не делает всех одинаковыми. Люди это явление воспринимают по-разному, но все-таки какие-то высшие ценности остаются близкими. Русский мир — это определенная общность людей, их эстетических, политических, идеологических, нравственных и других взглядов.

— Отражаются ли какие-то особенности Русского мира в литературе?

— В данный момент наше общество переживает не простой период. Видимо, кому-то из власть имущих показалось, что изучение литературы в школе — это разговор о произведениях, которые давно утратили свою актуальность, и по этой причине они бесполезны для современных школьников. По-моему, у Мережковского есть такая мысль: культура состоит не только из древних монастырей, свитков, летописей, в ней важную роль играет способность последующих поколений воспринять свое прошлое, прочесть свитки, осмыслить летописи... Без прошлого — настоящее просто попсовая культура. Нравственный мир человека формируется, опираясь на прошлое. Это хорошо знали наши предки, которые всегда заглядывали туда, назад, обращались к своим корням и чувствовали близость не только со своим окружением, но и с давно не существующим прошлым.

— А сейчас литература продолжает поддерживать эту связь для молодого поколения?

— Конечно, книги должны быть осмыслены с определенных позиций. Для этого существуют школьные учителя, которые призваны помочь разобраться в сложных проблемах, поставить интересные вопросы, найти на них ответы. Русский мир — это не только абстрактная общность, но и единство, основанное на нравственных ценностях, которые нужно в человеке воспитывать. Мы видим, как по-разному воспринимают события последнего времени жители России и Украины. Здесь нужна осторожная, но твердая позиция. С одной стороны, преисполненная уважения к разновидностям славянских культур, с другой — не надо забывать и важную мысль Пушкина: «Славянские ль ручьи сольются в русском море? / Оно ль иссякнет? вот вопрос».

— Сможет ли современный человек найти истину, разобраться во всем этом?

— Человек, наверное, и пришел в этот мир, чтобы искать истину, чтобы пытаться ее обрести. Многое зависит от того, насколько он был подготовлен к самостоятельной, интеллектуальной работе в период школьного обучения. Такая задача не решается просто. Мало прочитать определенное количество книг, важно их верно осмыслить. А иначе можно просто стать начитанным дураком. Не так давно в Москве возникли конфликты среди молодежи на национальной почве. Тут же начинаются дискуссии по поводу преподавания толерантности в школе. В русской литературе давно все эти проблемы поднимались, их осмысливали. Нужно больше уделять внимания изучению классики, а не изобретать велосипед. Попытаемся поразмышлять над комедией Грибоедова «Горе от ума». Какое удивительно современное произведение! Сопоставьте Чацкого с нашими современниками — актуальна ли его позиция и возможна ли в наши дни? Хороша или плоха Софья, которой не нравится Скалозуб, хотя он очень богат, завидный жених — «метит в генералы»? Но ей нравится Молчалин. И в этом важно разобраться ученику: почему именно Молчалин, почему она заблуждается, почему Молчалин не тот, за кого он себя выдает? Почему Пушкин так зло отзывается о Софье? Мы берем простые, казалось бы, привычные литературные ситуации, но в них поднимаются очень важные вопросы нравственности, которые, может быть, даже тогда так остро и не стояли. В некоторых аспектах произведения классической литературы потрясающе современны.

— Что еще вы видите в Русском мире?

— Я думаю, что Русский мир оригинален прежде всего тем, что он многонационален. Сейчас в Русский мир входят люди разных национальностей, для которых значимы и русский язык, и литература, создающая общее духовное пространство. Отсюда общие ориентиры, ценности, литературные ассоциации. Очень важно, чтобы литература и ее преподавание выполняли национально объединяющую функцию.

— С какими проблемами сталкивается литература в наше время?

— Сейчас начинают осознавать, что преподавание литературы надо усовершенствовать. Возникла идея написания всероссийского выпускного сочинения, но если учеников к этому не готовили на протяжении многих лет, либо готовили мало, то это превращается в довольно серьезную проблему. Нужно постепенно возвращаться к этим вопросам. В России в самые суровые дни ее истории как раз изучению литературы уделялось огромное внимание. Очень важно сейчас не растерять накопленный опыт. Русская литература делает нас одним народом, духовно близкими друг другу людьми. Вряд ли можно найти что-то, что могло бы заменить этот предмет.

— Вы знаете тех, кто иначе смотрит на эту проблему?

— Среди моих знакомых есть те, которые провозглашают себя западниками и пытаются свою позицию соотнести с западничеством XIX века. Однако к русскому западничеству это не имеет никакого отношения. Русские западники и славянофилы были едины в том, что хотели блага не лично для себя, а для своего народа. И в этом видели свою главную миссию.

— У таких людей теряется связь с нашей культурой?

— Нет, связь не теряется. Человек склонен к тому, чтобы жить хорошо, радоваться безоблачной жизни. Но сложность Русского мира в том, что, хотят этого люди или нет, он всегда противостоит позиции Европы.

— Давайте обратимся к современным событиям. Украина на 20 лет была выключена из Русского мира, и возможно какие-то духовно-нравственные ориентиры у ее граждан поменялись. Если мы откажемся от своих традиций, можем ли мы прийти к тому же, что происходит сейчас на Украине?

— Увы, нет ничего невозможного. Достаточно вспомнить Киевскую Русь, междоусобицы, противостояние князей, в результате которого жители Твери ненавидели москвичей. И сейчас, объяви какую-нибудь часть страны особенной, обладающей несметными богатствами, за счет которых живут другие, тут же найдутся желающие говорить об исключительности какого-нибудь края России. Политтехнологи очень преуспели в этом плане. Это счастье — иметь Русский мир, но вернемся к восприятию культуры, которая мертва без тех, кто может понять и прошлое, и настоящее, почувствовать прелесть будущего. Все зависит от современников. Люди для этого должны получать соответствующие возможности и образование, учиться думать, сомневаться, искать, спорить.

— Почему нашу страну так часто не понимают, устраивают обструкции?

— Россия время от времени попадает в такую изоляцию. Наверное, мы никогда не сможем этого избежать. Дело в том, что в основу Русского мира заложена идея справедливости. Нам трудно закрывать глаза — даже ради собственного блага, ради сытости — на те несправедливости, которые происходят в мире: на Балканах или на Ближнем Востоке. Наша культура сформировалась именно на идее духовного единства, и если мы от этого откажемся, то станем просто частями каких-то территорий, которые пока что симпатизируют друг другу, устанавливают экономические связи, но не более того. И этого допускать нельзя. Совершенно правы просветители XVIII века, которые проблему независимого государства сочетали с идеей воспитания как центральной для общества: как пробудить ум, как заставить человека думать, как научить быть самостоятельным, как помочь обрести духовность.

— Кто для вас русский человек?

— Если в XIX веке любили острить в духе «поскреби русского и найдешь татарина», то сейчас и скрести не надо. Русскость как чисто генетическое понятие уже не столь однозначна. Обратите внимание, сколько русских людей, носящих украинские фамилии, совершенно не чувствуют близость к Украине. Русский человек в моем представлении — это сложный человек. Если рассматривать Русский мир разных эпох, то есть заметное отличие между людьми. Но есть и что-то значительное, что объединяет разные поколения. Наша страна часто переживала катастрофы — раскол, революции, войны. Мы к крушениям больше привыкли, чем к стабильности. И это не могло не наложить особый отпечаток. Общая беда нас объединяет куда крепче, чем сытость. Что нам санкции?..

— Вы сопоставляете ношение георгиевских ленточек с нынешним патриотизмом?

— Патриотизм можно выражать по-разному. Во время войны это мог быть спрятанный в одежде комсомольский билет или полковое знамя, вынесенное с поля боя. Сейчас в георгиевской ленточке — идея российской государственности. Почему бы нет? Одни это глубоко прочувствовали, другим просто нравится красивый бантик. На той же Украине у кого-то нашли георгиевскую ленточку и до полусмерти избили, потому что приняли ее за знак противостояния режиму... Многое зависит от времени, от ситуации, но очень важно для россиянина всегда ощущать себя частью Русского мира.

Русский мир вчера и сегодня?@ В опросе участвовало 53 человека@

Написать автору статьи