Новости
Газета
Колумнистика
Информ. киоск

«Правда» в розлив и другие «шедевры» оренбургской рекламы

К не очень удачной, а кое-где и провальной местной рекламе оренбуржцы привыкли давно. Витрины магазинов, баннеры на улицах, ролики на телевидении – навязчивое «паблисити» повсюду.

На что-то можно взглянуть с улыбкой и тут же забыть, но некоторые нелепые попытки продвинуть свой товар или услугу вызывают крайнюю степень возмущения. О вопиющих результатах рекламных потуг 22 апреля и говорили члены экспертного совета по рекламе Управления Федеральной антимонопольной службы (УФАС) по Оренбургской области.

Творческая мысль рекламистов бьет ключом, да все потребителю по голове @Фото: УФАС по Оренбургской области

«Реклама должна быть добросовестной и достоверной», - гласит закон. «А как же мы тогда привлечем покупателей?», - недоумевают некоторые продавцы, вспоминая, вероятно, старую поговорку: не обманешь – не продашь. На самом деле грань между правдой чистой и приукрашенной очень тонкая. К тому же всё весьма относительно. Особенно когда речь идет о рекламе.

«Впихнем невпехуемое» - с такой надписью ездит по улицам Оренбурга грузовик, рекламируя транспортные услуги и вызывая у людей самую разную реакцию: от робкого смущения до гомерического хохота. Чаще всего, конечно, второе.

«Допустимо ли изменение слов русского языка?» - этот вопрос эксперты подняли на заседании по применению законодательства о рекламе.

- В данном случае слово «впихнуть», на котором основана языковая игра, относится к сниженной лексике. Вторая языковая единица отсылает любого носителя русского языка к нецензурному слову. Такой текст является неэтичным и недопустимым в рекламе, - высказалась кандидат филологических наук Оренбургского государственного университета Наталья Дмитриева.

Изменение в рекламе слов русского языка в этом случае признали недопустимым все эксперты.

Но есть и такие рекламные трюки, которые могут повлечь за собой куда более серьезные последствия. Как минимум – дезинформацию потребительской аудитории.

Недавно в УФАС поступили жалобы на рекламодателей проектов строящихся в Оренбурге поселков. В рекламе дачного некоммерческого товарищества «Родные просторы» горожане отметили явные несоответствия с действительностью. В рекламе этого коттеджного поселка речь идет об уже построенном населенном пункте с готовой инфраструктурой. На самом же деле на месте, где, согласно описанию, располагается поселок, пока еще пустырь и ветер свищет.

- Информация о присвоении «Родным просторам» статуса поселка является недостоверной, так как официально территории с таким названием нет, - отметила специалист-эксперт Оренбургского УФАС Оксана Рылова.

Все эксперты высказались против такой недостоверности. А вот в случае с рекламой строящегося в Оренбуржье поселка «Марьино» мнения разделились поровну. Судя по рекламному ролику, «Марьино» - благоустроенный населенный пункт с симпатичными домами и зелеными участками. Но если присмотреться внимательнее, можно заметить, что вся эта красота – всего лишь компьютерная графика. Вот такие чудеса маркетинга!

- Визуально в рекламе мы наблюдаем уже построенный комплекс. Нет ни одного намека на то, что это всего лишь проект, – считает заместитель руководителя Оренбургского УФАС Александр Шлычков.

Однако сам генеральный директор ООО «УИК «Марьино» Артем Нагаев считает, что поводов для беспокойства нет, строительство идет полным ходом:

- Поселок «Марьино» – это проект, запущенный нами в 2014 году. До начала рекламы и старта продаж уже было построено 20 – 25 процентов дорог, получены технические условия для газо- и электроснабжения. Сейчас разрабатывается проект по строительству очистных сооружений.

Наталья Дмитриева, однако, посчитала рекламу поселка слишком многообещающей:

- Текст видеоролика построен с помощью глаголов совершенного вида. Из-за них складывается впечатление, будто поселок уже существует, и в нем можно получить прописку.

Некоторые эксперты обратили внимание на само название коттеджного комплекса.

- Ассоциативный ряд выстраивается в отрыве от географического положения и отсылает к известному всеми району Москвы – Марьиной Роще, - посчитала главный художник Оренбурга Наталья Боровко.

Выбивающаяся гораздо дальше прочих из этических рамок реклама была замечена в Орске. В антимонопольные органы поступило заявление, в котором представители местного комитета КПРФ пожаловались на рекламу пивного магазина. Для продвижения своего товара находчивый предприниматель использовал символику советского времени, имеющую историческое значение. Баннеры с лозунгами плакатов времен Гражданской войны, изображения орденов Ленина и Октябрьской Революции можно увидеть на входе в магазин разливных напитков. Многие орчане, среди которых ветераны Великой Отечественной войны, очень рассержены и обижены таким отношением к дорогим для них символам.

- Все это выглядит как кощунство, - возмущается второй секретарь Оренбургского областного комитета КПРФ Сергей Романенко. – У подрастающего поколения может сформироваться неуважение к подвигам и победе наших дедов. К тому же, кроме орденов и лозунгов, в оформлении магазина используется и «шапка» газеты «Правда». А ведь среди читателей этой старейшей газеты много ветеранов войны. Некоторые из них проживают в Орске и много лет выписывают ее.

Заодно эксперты обсудили этичность баннеров с рекламой скидок для ветеранов Великой Отечественной войны накануне 70-летия Победы.

- Символика Победы связана с увеличением коммерческого интереса у потребителей, что, конечно, недопустимо, - считает Александр Шлычков. – В связи с этим в некоторых ситуациях для предпринимателей будут вырабатываться рекомендательные меры и меры административного воздействия.

Решения, принятые экспертным советом УФАС, повлияют на дальнейшую судьбу рекламных «шедевров». За использование неподобающей рекламы предприниматели могут понести юридическую ответственность и заплатить государству приличный штраф.

Тонкая ты, грань между правдой чистой и приукрашенной! Порой даже экспертам приходится делать «звонок другу», чтобы не ошибиться в оценке@Фото автора

Написать автору статьи