Новости
Газета
Великая степь не знает границ
Помните, в фильме «Осенний марафон» персонаж Евгения Леонова допытывается у иностранца: «А у вас в Дании грибные леса есть?» Мне всегда было любопытно: есть ли за границей степь, и какая она? Как выяснилось, это чрезвычайно интересно не только дилетантам, но и ученым-степеведам: какая она, степь за родными пределами? Интерес к степям вообще в последние годы очень вырос, особенно на международном уровне. Потому что степи, по мнению специалистов, сыграв огромную роль в истории человечества, изрядно пострадали и нуждаются в повышенной защите как никакая другая экосистема на планете.
Колумнистика
Информ. киоск

Аммосс в «Идеале», Невский в «Олимпе»

Культурные развлечения горожан Оренбурга начала XX века не отличались разнообразием. Почтенные бильярд, преферанс и прочие «девятки», «три листа», популярные одни в ресторане, другие в трактире и дома, позволяли, конечно, провести время. Спектакли, представления на «Беловке» привычно скучны. Люди хотят впечатлений, новизны!

Но где ее взять? Пройтись по Николаевской? Ах, оставьте: пыльно и фланирующая публика давно знакома не только в лицо, но и по имени!

– Добрый вечер, Николай Иваныч! Передавайте поклон супруге.

– Здравствуйте, Кирилла Матвеевич! Ваш новый сюртук от Захо? Знатное сукно!

Железная дорога Самара – Оренбург, а позже Оренбург – Ташкент, словно рог изобилия, сыпала на городские подмостки разных по жанру и популярности артистов-гастролеров. Одни именовали себя скромно «известный» и «популярный», иные не стеснялись слов «знаменитый», а то и «блиставший в Европе». Эпитеты психологически точно били в провинциальное сознание оренбуржца, ежедневно лицезревшего верблюдов и поезда, уходящие в далекие города. Да хотя бы в Самару!

«Индустрия развлечений» в Оренбурге обосновалась в центре города, на Николаевской. Нет-нет, не возле Юровой мельницы, а в пределах торгово-ресторанно-гостиничной части: от Неплюевской до Петропавловской. Запретов на расположения увеселительных заведений поблизости от церкви или школы не существовало, главное, чтобы не шумели артисты и посетители.

 

* * *

Среди многочисленных объявлений о гастролях певиц-певцов, афиш спектаклей-бенефисов, канувших в Лету, два сообщения, рассчитанные на непритязательного зрителя с жаждой редкого зрелища, заинтересовали меня. Первое о факире, второе о первом русском гармонисте.

В воскресном номере «Оренбургского края» 24 марта (по старому стилю) 1913 года, во времена редакторствования И.Н. Туркестанова и издателя Е.М. Городисского (в доме последнего, кстати, находилась контора газеты), было опубликовано объявление: «В понедельник 25 и 26 марта сверх роскошной программы картин случайно состоятся гастроли европейской знаменитости – бледнолицего факира Аммосса». Звучное имя и важное слово «случайно» заставили перечитать объявление. Действо обещалось в помещении «электро-театра «Идеал» после «картин», то есть по окончании фильма. Зрителю предлагалось увидеть «химический снег», «вращение монет силой глаз», омовение рук огнем, «останавливание пульса» и, по-моему, бессмысленное, но пугающее доверчиво-впечатлительных барышень «вызывание сыпей на теле».

Реклама «чудодея Аммосса». 1912 год @

Объявление обещало сильное вращение монеты в чашке, взятой у зрителя, «под влиянием взгляда Аммосс». Следующий номер газеты, под завязку полный рекламы, сообщает о продлении гастролей факира 27 и 28 марта, «который произведет ряд поразительных опытов из области радио-электро-химико-физики». Зазывальные эпитеты таковы, что не увидеть «прощальные гастроли европейской знаменитости… заслужившего колоссальный успех в столицах Европы» просто преступление! В объявлении вежливо представлены как намек (мол, если не понравится факир, так просто кино посмотрите) названия картин: «Одинокие» (потрясающая драма), «Московские достопримечательности» (с натуры), «Как отцы сватают» (комическая, смех до слез). «Случайное» выступление артиста продлилось четыре дня, следовательно, успех был не случайным.

Кто же такой Аммосс, таинственный бледнолицый факир? Понятно, человек выступал под псевдонимом, эффектно выглядевшим на афишах. Аммосс, с двумя «м» и «с», вероятно, имеет в основе похожее библейское имя «малого» пророка Амоса, жившего в Фекои в VIII веке до нашей эры. Трюк с именем удачный, факир не колдун, всё в рамках священной истории. На выступлениях используются научные, судя по объявлению, опыты, не известные широкой публике.  

Увы, кроме сценического имени Аммосс и сведений о гастролях, выяснить удалось немного. В Оренбург факир прибыл через Самару, вероятно, из Петербурга, где в феврале давал представления. В «Петербургском листке» упоминаются прежние гастроли Аммосса в театре «Модерн» и отъезд в Уссурийский край (!) к туземцам, общение с шаманами. Газетная заметка в 1913 году сообщает об отъезде факира в Париж, «куда он ангажирован за весьма крупную сумму, так как парижская публика очень интересуется таинственными опытами факиров». Получается, этим Парижем стал Оренбург?! Да, стал. Обычный прием для привлечения публики. Заграничные гастроли, крупные гонорары, успешные выступления – вот необходимый набор для афиши. И вперед, в глубинку, на заработки, по-современному «чёс». А дальше ждут уже Пермь и Челябинск, куда тоже артист попадет «случайно»…

Объявление о гастролях Аммосса в «Оренбургской газете». 1913 год @

В начале декабря 1912 года Аммосс побывал в Вятке. Газета «Вятская речь», как и в Оренбурге, сообщала о случайной единственной гастроли, но не факира, а путешественника Аммосса. Вятских зрителей ждали опыты в присутствии врачей: остановка пульса, кровавые разрезы, вынимание глаза, чтение мыслей. Первое упоминание Аммосса в прессе относится к 1910 году: «Пятигорское эхо» в августе рассказывало о прокалывании мускулов факира иглой, а «Петербургская газета» сообщала о выступлении 25 ноября в цирке «Модерн» чудодея с опытами зашивания рта и пр., приглашая лиц, интересующихся оккультизмом. География гастролей Аммосса намеренная – он там, где много публики: в Пятигорске на минеральных источниках, в Петербурге осенью, в дожди, на Урале в торговых и заводских городах.

Рекламу факиру-чудодею в 1912 году делал журнал «Орган», публиковавший новости кабаре, театра, цирка и кинематографа. Примечательно, что журнал издавался в Варшаве. Окончательную точку над «i» в понимании «факирства» я встретил в рекламе Аммосса в одесском журнале «Театр-варьете» за 1912 год. Текст конкретен и выверен, как руководство к действию: если свободен цирк, театр, упали сборы – телеграфируйте Аммоссу в Одессу. Приводятся условия – 125 рублей за вечер (в журнале «Орган» – 75 рублей), или 40 процентов сбора. Плакаты, афиши, отзывы и клише (для типографий) заготовлены Аммоссом заранее, привозятся на гастроли дружной и бойкой командой артиста.

Итак, в Оренбурге побывал с четырьмя выступлениями, совершенно случайно, некий факир Аммосс, человек среднего роста, с европейскими чертами, окруженный легендой с восточным колоритом, демонстрировал трюки, иллюзионные номера. Настоящее имя факира осталось тайной, но не секрет, что в начале XX века Россию наводнили подобные факиры-чародеи с хорошо подготовленной командой поддержки, рекламой, владеющие приемами манипулирования публикой. Публика же была не против, с удовольствием отдавая за билет от 25 до 80 копеек, она видела то, что хотела видеть: зрелище, иллюзии. Где же был центр подготовки факиров-путешественников? В Варшаве, Одессе, а может быть, в Берлине? Ведь после начала Первой мировой войны в 1914 году факиры куда-то подевались…

 

* * *

На подмостках другого электротеатра на Николаевской – с громким именем «Олимп» - в апреле того же 1913 года выступал действительно знаменитый и популярный Петр Невский. Концерты начинались после показа картин «Вырванная из когтей ада», «Жена под маской», «Шантеклер» и тому подобных. «Первый русский гармонист», как себя называл Петр Невский, был сыном сапожника, в двадцать лет увлекшийся игрой на гармони. Псевдоним «Невский» (артист родился в Петербурге) заменил фамилию Емельянов с началом выступлений по Поволжью с цирковой труппой Дмитрия Юрова, научившего его виртуозной игре на гармони. По свидетельству современников, Петр Невский выходил к зрителям в ярком сценическом костюме, улыбался и разговаривал с публикой. В репертуаре гармониста, исполнявшего частушки-песни под гармонь, были шуточные монологи, рассчитанные на понимание не только мастеровых и приказчиков, - сценки из жизни веселили офицеров и адвокатов.

Петр Невский. Фото приблизительно 1910 года @

С труппой Юрова молодой артист побывал на гастролях в Европе, выступал в Лондоне, Берлине, Париже. После 1880-х годов Невский начал концертировать самостоятельно, длительные гастроли проходили в Монако, Турции, Польше, Бельгии и Париже, успех выступлений во Франции во многом определила особая манера диалога с публикой, сопровождавшаяся игрой на гармони. По словам антрепренера М.В. Леонтовского, «Невский не только самородок, но Невский – волшебник-виртуоз на своей гармонике: она у него поет, хохочет и рыдает, заливается соловьем…». После гастролей у Невского появляется новый номер «Путешествие по Европе», заканчивающийся куплетом: «Обойди хоть целый свет, а России лучше нет».  

Игра на гармони становится популярной среди самых широких масс населения, и Петр Невский, сам учившийся играть на слух, без нот, придумывает и издает самоучитель с «цифровым методом». В самоучителе цифрами указаны кнопки гармони, на которые нужно нажимать, а черточками показана длительность нажатия. Самоучитель имел огромный успех. С появлением граммофонной записи Петр Невский сотрудничает с фирмами грамзаписи и первым среди русских гармонистов выпускает свою пластинку. В 1909 году в Кисловодске Невский производит фурор среди публики и музыкантов – солирует на гармони в сопровождении симфонического оркестра.

Петр Емельянов (Невский) успешно гастролировал, жил в Москве в собственном доме, умер в 1916 году…

Оренбург встретил 64-летнего гармониста-виртуоза в сопровождении пианиста А.Ф. Кулеша и скрипача одесской оперы К.С. Петрова. Артисты поселились, вероятно, в гостинице «Европейская», лучшей в городе в то время. Горожане смогли увидеть прекрасного артиста и услышать виртуозную игру на гармони.

19 апреля 1913 года Петр Невский уехал из Оренбурга. Никаких рецензий на четыре выступления гармониста ни одна городская газета не поместила.

P.S. Сохранились аудиозаписи выступлений и фотографии Петра Невского. Смотрим на фото, включаем запись – и переносимся в Оренбург 1913 года.

Петр Невский побывал в Оренбурге в 1913 году. Реклама в газете «Оренбургский край» @

Написать автору статьи


blog comments powered by Disqus