Новости
Газета
Колумнистика
Информ. киоск

Вячеслав Моисеев: «Информировать, помогать и хоть немного воспитывать»

Мы продолжаем цикл материалов, посвященных истории «Оренбургской недели», которой, напомним, скоро «стукнет» 45 лет. А с кем лучше всего перелистывать славные страницы прошлого, как не с людьми, которые жизнь газеты знают, как говорится, изнутри. И, по нашему скромному разумению, этот человек – главный редактор издания. Так что встречайте: Вячеслав Геннадьевич Моисеев, журналист, писатель, издатель. Но для нас этот человек ценен еще и тем, что с 2009 по 2015 годы стоял у руля «Оренбургской недели».

  

- Вячеслав Геннадьевич, мы друг друга знаем так давно, что впору сказать «столько не живут». Поэтому первый вопрос будет не столько о работе редактора, сколько о том, как изменилась журналистика за прошедшие годы, а точнее сказать, десятилетия.

- Изменилось многое, практически все, кроме людей. Я воспитан еще на советской журналистике, газеты начал читать в пять лет. Первой была «Правда», другой газеты у нас в деревне не выписывали. Став постарше, понял, что в те времена в газете были главными показатели – надои и привесы, выплавка чугуна и стали, ну еще полеты в космос, а человек отходил на второй план. А как раз о человеке и хотелось почитать. Конечно, о людях тоже писали. Но как-то сусально. Герои очерков всегда были с ног до головы положительные. А потом пришло время «Известий», «Литературной газеты». Там уже были материалы, скажем так, более человеческие, встречались даже журналистские расследования, насколько в то время они были возможны.

Это сейчас, кажется, что можно писать, о чем хочешь. Помню, когда в 1991-м принимали закон «О СМИ», для меня, как и для многих журналистов, это был своеобразный шок: «Теперь я могу пройти на самый закрытый объект и написать все, что хочу? А если выдам какую-то гостайну?». Но быстро пришло понимание, что, во-первых, вся ответственность за написанное лежит лично на тебе, и отвечать, если что, ты будешь в суде. Во-вторых, я стал задумываться: а то, что ты пытаешься сделать, нужно читателю? Ведь, выбрав тему, ты должен проделать большую подготовительную работу: ходить, выяснять, встречаться с людьми, искать подтверждающие твою правоту документы.

Сейчас во многом этот журналистский поиск обесценился. Молодые корреспонденты избалованы. Сегодня везде есть пресс-службы, и на основе их релизов можно написать материал, не покидая редакцию. Но это никакая не журналистика. Даже самая простая информационная заметка должна писаться на основе минимум двух источников.

- Как я понимаю, в 2009-м году, придя в «Оренбургскую неделю», вы ставили задачу перед собой и коллективом заниматься именно настоящей журналистикой. Правда, в тот год не только газетой, любым делом заниматься было сложно.

- Действительно, время было непростым. Все ощутили на себе первый виток кризиса, который не закончился и сейчас. Ощутили и газеты. И тут я вновь хотел бы вспомнить историю. Во времена СССР у редактора не болела голова о том, как газете выживать. Все было просчитано до копейки. Хватало на зарплату, гонорары, содержание помещений, на печать, экспедирование и прочие важные и необходимые вещи. Во многом тираж делался в приказном порядке. Комсомолец? Выписывай «Комсомольское племя»! Коммунист - выписывай «Южный Урал», «Правду». Так что в Советском Союзе пресса себя окупала, несмотря на то, что газеты стоили 2-3 копейки. При рыночной экономике все по-другому. Надо думать, как удержаться на плаву. И когда учредителем «Оренбургской недели» стал Михаил Федорович Коннов, он поставил задачу выйти на самоокупаемость. И нашему коллективу это удалось сделать. Более пяти лет газета себя практически окупала. Когда более успешно, когда менее, но мы старались зарабатывать, на чем только могли. Помимо рекламы, имиджевых статей, зарабатывали на издании книг, выпуске журнала «Классная работа» для министерства образования области.

Кстати, мы и сайт газеты запустили, преследуя утилитарные цели. Хотя, как я часто в шутку повторяю, имея в виду газеты и Интернет, «все мы там будем». Сайт, точнее зарегистрированная,  как отдельное СМИ электронная версия газеты «Оренбургская неделя – ОН-лайн», появился в 2010-м. Буквально за полгода нам удалось этот проект реализовать. За это надо сказать большое спасибо, прежде всего, двум людям – Aндpeю Пeтpoвичу Вeпpикoву, который вел сайт как веб-администратор, и Сергею Викторовичу Иванову, который наполнял информационную ленту сайта (увы, Сергея уже нет с нами). На сайте мы размещали лучшие материалы наших журналистов, причем порой раньше, чем публиковали в газете. И наши старания были отмечены. На областном медиафоруме,  в январе 2011 года «Оренбургская неделя» получила Губернаторскую журналистскую премию за лучший информационный сайт.  

- Для такого фронта работ нужны и достойные бойцы. Где искали толковых журналистов?

- В «Оренбургской неделе» бестолковых журналистов никогда и не было. А были замечательные коллеги, со многими из которых мы работали в еще «Комсомольском племени». Это и Наталья Веркашанцева, и Дмитрий Урбанович. Оператор верстки Ольга Мезюканова, кстати, тоже начинала в областной «молодежке». За экономику можно было не волноваться – ею занималась Татьяна Юлаева, социальную тему вела Юлия Симонова. Помимо мэтров, у нас в штате в разное время работало много молодежи: Сергей Васильченко, Инна Игнаткова, Галина Фомина, Нина Пухова... Кроме того, 20-30 человек с двух наших факультетов журналистики ежегодно приходили в редакцию на практику. Я им всегда говорил: вы пришли не просто на планерке посидеть, вы пришли работать, вы будете писать, публиковаться и получать за это гонорары. Сходите вот на такое-то мероприятие, побеседуйте с тем-то и тем-то, а если умеете фотографировать, то и снимок сделайте. И самое главное – напишите интересную заметку. А интересной она получится только тогда, когда вам самим будет интересно событие, о котором вы рассказываете. Понимаю, возможно, тема совсем не ваша. Но постарайтесь взглянуть на нее другими глазами, найти необычный ход, яркую деталь. Даже со скучного заседания можно вынести что-то интересное. И еще – важно показать, как событие, о котором вы пишете, коснется конкретного человека, что полезного он узнает для себя, читая вашу заметку.

Считаю, что каждая статья должна быть утилитарной. Если это, допустим, криминальная тема, выпишите ее так, чтобы там неявно, но была мораль. Чтобы человек, особенно молодой, прочитав, сказал: нет, я так поступать не буду. Потому что, информируя читателей, мы их еще и воспитываем.  

А вообще мы шли в журналистику не только информировать людей, но и помогать им. Эта вторая составляющая профессии у многих изданий сегодня все чаще куда-то девается. В этом отношении «Оренбургская неделя» всегда отличалась в лучшую сторону – у нас была страница «Народный телефон», и люди обращались к нам со своими бедами, проблемами. Не каждый человек найдет в себе силы написать заявление или пойти в мэрию, в правительство области с конкретной жалобой. Мы делали это за них – отправляли официальный запрос в ту или иную инстанцию. И в 90 процентах случаев нам отвечали четко и оперативно. Так что свою задачу информировать людей, помогать им, в том числе воспитывать, «Оренбургская неделя» всегда выполняла. 

Беседовал Олег Кривенко,  фото Галины Фоминой

Дополнить статью