Новости
Газета
Колумнистика
Информ. киоск

Не все упирается в деньги: «Рукотворные» проблемы медицины

Очереди в поликлиниках, проблемы с электронной записью на прием, нехватка узких специалистов. Любой из нас с этим сталкивался. Удивляет другое, что для многих главврачей «открытием» стал факт, что большинство вещей, раздражающих пациентов, связаны не с нехваткой средств и специалистов, а с элементарными организационными просчетами. Об этом мы и беседовали с координатором проекта ОНФ «Народная оценка качества» Виктором Рожковым.

 

- Виктор Николаевич, вы не раз говорили, что 80 процентов обнаруженных проблем и недочетов, где-то мелких, где-то крупных, связаны с нежеланием или неумением руководителей медучреждений организовать работу.

- Говорил, и буду говорить. Какое впечатление о состоянии здравоохранения человек получает, придя в поликлинику? Очереди в кабинеты, в регистратуру, в лабораторию сдачи анализов. Обстановка нервозная и, как не прискорбно, привычная и для медперсонала, и для пациентов. И какие выводы люди делают о состоянии медицины,  можно представить.

- Получается, еще не попав к врачу или на процедуру, человек уже настроен негативно?

- Возьмем стандартную процедуру, сдачу анализа крови. Все стараются прийти пораньше,  к половине восьмого собирается приличное количество людей. В детской поликлинике, обстановка еще более нервозная. Ребятишки плачут, родители переживают. Этого можно избежать, разведя пациентов по времени, с помощью тех же талонов. Типичное возражение: «мы так пробовали, людям не понравилось, вернулись к привычной схеме» не обоснованно. Вернуться назад проще всего. Например, в  Волгограде, внедряя этот подход, тоже столкнулись с тем, что «живая» очередь сопротивлялась и не пропускала тех, кто пришел сдавать кровь по талончику. Но, главный врач решил довести дело до конца. Каждое утро лично контролировал процесс и своего добился.  Тех, кто приходил сдавать кровь по талону, становилось все больше и  постепенно «живая» очередь была ликвидирована.  Даже ее яростные сторонники согласились, что приходить ко времени гораздо удобней, чем стоять и ждать по часу.

 

- Что уж говорить о сдаче крови по талончику, если на прием к врачу не всегда по талону вовремя попадешь…

- А это уже проблема, когда неорганизованность, не просто мешает, а откровенно вредит делу, на которое были потрачены государственные деньги. Типичная ситуация, свидетелем которой я стал в одной из поликлиник Саратова.  У регистратуры  большая очередь. И заведующая, чуть ли не хвастается, что  это еще не так много народа! Когда я пообщался с пациентами, выяснилось, что  люди записались на прием через интернет, а сейчас  стоят за карточкой. При этом в регистратуре знают, кто к какому врачу записан на сегодня. И можно заранее разнести карточки по кабинетам. Неужели нельзя это организовать. Но, похоже, некоторым привычнее работать по старинке, а в итоге  мы губим хорошее начинание. 

К сожалению, с системой электронной записи в поликлиниках Оренбурга не все гладко. Как правило, к узким специалистам невозможно записаться через терминалы, а возможно только выстояв очередь в регистратуру.  Другой пример не лучше, электронная запись есть, но все расписано  на две недели вперед, однако при обращении в регистратуру выясняется, что свободные места, почему то есть. То есть в любом случае, чтобы записаться к врачу, нужно прийти в поликлинику.

- Так что не спасают нас и новые технологии, и старые не всегда выручают. Тот же телефон… 

- Невозможность дозвониться до регистратуры, можно назвать извечной проблемой. Но, опять же, ее можно решить, при правильной организации работы, не требующей колоссальных затрат. Привычная ситуация, с чем мы столкнулись в ряде поликлиник Оренбурга, когда телефон регистратуры одноканальный, и он всегда занят. Я лично до регистратуры взрослой поликлиники дозвонился раза с третьего, до детской так и не удалось.  А вот в городской больнице им. Пирогова, с каждой своей поликлиники взяли по одному работнику регистратуры и посадили всех в один сall-центр с единой базой.  Теперь распределение потоков пациентов идет без сбоев. И, чудо, люди теперь могут дозвониться!

Поэтому, в который раз повторяюсь, большинство раздражающих вещей, с которыми мы сталкиваемся, обращаясь в поликлинику, связаны не с нехваткой финансов, а с плохой организацией работы.

 

Р.S. На экспертном совещании активистов ОНФ с представителями министерства здравоохранения области и профессионального медицинского сообщества, глава минздрава области Галина Зольникова отметила, что минздрав  заинтересован в обратной связи с пациентами и конструктивно воспринимает критику. «Понимаю, есть больные места, недоработки. Все замечания мы воспринимаем, как посыл к действию. И все сделаем!», — пообещала министр. По словам Виктора Рожкова это очень достойная позиция, которую встретишь далеко не в каждом регионе. В основном чиновники не хотят признавать недоработки.  В Оренбуржье отношение к критике другое, а значит,  есть уверенность, что озвученные недочеты будут исправлены. Так что, продолжение следует…

Справка «ОН»

Чтобы решить проблему нехватки узких специалистов в медицинских учреждениях области,  издано распоряжение, которое обязывает главных врачей заключать договоры с врачами близлежащих территорий. Медучреждения должны составить графики, по которым доктора будут выезжать в другие села.

Также будет решаться кадровый вопрос с  работниками регистратур, которые зачастую не имеют профильного и  даже среднего специального образования. В этом году свыше 600 человек были направлены на специальные курсы по работе с пациентами.

 

Олег Кривенко, фото пресс-службы ОНФ

Дополнить статью