Новости
Газета
Колумнистика
Информ. киоск

Символ веры Юрия Григорьева

В Выставочном зале на Володарского, 13 открылась выставка заслуженного художника России Юрия Григорьева, посвящённая 80-летию со дня рождения художника.

 

В большой ретроспективной экспозиции, подготовленной Оренбургским музеем изобразительных искусств, представлены произведения из музейного собрания, созданные мастером за полвека творческой деятельности. Каждый зал определяет какую-либо тему. Первый – это выставка практически одной картины – монументального панно, на котором изображены женщины, чистящие рыбу. Пространство рядом с ней занимают рисунки, предварившие работу над этим полотном. Второй – собрание гроз и радуг, запечатленных художником. Как сказал поэт – пир электричества и влаги. Самая большая стена следующего зала отдана «крымской сюите», созданной в конце 70-х. Два последних посвящены живописи 80-х и, условно говоря, абстрактивистским работам последних лет. Где тоже и грозы, и звёзды, и небо. Надо только суметь это прочесть. Нет, не этикетки на картинах, а поэтические образы. Дать себе труд включить воображение, чтобы принять в своё сердце откровения живописца, его творчество опоэтизированное «дуновением вдохновения».

А этикетки читать не придётся: их здесь нет. Ни одной! Почему? Ведь этикетка несёт необходимую информацию. Их нет по трём причинам. Первая –  когда много авторов, конечно, надо знать, где чья работа. Здесь один автор. Поэтому всё ясно. Вторая  – этикетка поясняет, что нарисовано на картине. Но настоящую живопись не нужно расшифровывать. Надо просто картину смотреть, проникаясь её настроением. И всё.

И третья – этикетка сообщает год создания. Но на каждой картине и без неё есть дата. И вообще, по большому – художественному – счёту, бирки портят экспозицию. Отвлекают внимание от сути. Это вполне можно назвать концепцией. А выставку – концептуальной.

Кстати, выставка называется просто, без затей  –  «Живопись». И это не случайное название, а глубоко осмысленное. Живопись  –  это то, чему автор поклоняется всю жизнь. Его вера, его символ веры. В наше время, когда изобразительное искусство переживает очевидный кризис, такая выставка  –  редкая возможность всерьез порассуждать о проблемах и будущем живописи. Профессиональная принципиальность и высокая пластическая культура Юрия Петровича  –  урок и пример для собратьев по искусству и надежный камертон для зрителей.

Юрий Григорьев, который давно добился всеобщего признания, отнюдь не почивает на лаврах. Он продолжает напряженно работать в деревне Петропавловке Сакмарского района и в своей городской мастерской,  последовательно осуществляя идеи, овладевающие им.

Кстати, отмечая круглую дату, Юрий Петрович не ограничился нынешней выставкой. «У меня все предыдущие выставки всегда были из новых работ», –  говорит он. «К своему 80-летию я подготовил и такую. Живя в деревне, я писал всё время пейзажи. И однажды задумался, а почему же я на людей-то мало внимания обращаю? И написал работ 35-40. Именно жанровых картин на деревенскую тематику. Они и будут показаны немного попозже в Галерее искусств «На Пушкинской».

Прямая речь

Алла Лигостаева, первый заместитель министра культуры и внешних связей Оренбургской области:

– Огромный творческий путь сегодня предстает перед нами. Каждая картина в этом зале – маленькая история, часть жизни художника. И жизни нашей страны. Юрий Петрович – образец, каким должен быть мастер, каким должен быть художник. Он в прекрасной форме, он в прекрасной творческой форме. Особые слова благодарности за то, что свои знания он передаёт молодёжи.

Анатолий Шлеюк:

–  Посмотрел выставку, первое, что возникло в голове – мощь. Это колоссальная энергия, которая исходит от работ. Юрий Петрович и творчески работает, и преподаёт, и содержит дом в деревне. Мы, 60-летние «пацаны» тоже пытались заниматься и тем, и тем, и тем. Но не выходило у нас. Что-то мы оставляли. Или преподавание, или творчество. Юрий Петрович настолько мощный художник, что может заниматься тремя ипостасями.  

Игорь Смекалов, художник, доктор искусствоведения, преподаватель ОГУ:

– Хочется подчеркнуть значение нынешнего события: в выставочном зале сегодня показываются результаты более чем полувековой работы живописца высокого уровня, высокого европейского класса. По большому счёту можно сказать, что таких выставок  мы сейчас можем провести всего две – Юрия Григорьева и Геннадия Глахтеева. Они основоположники живописной веры. Они основоположники здешней художественной жизни. Они единственные, кто остались из шести человек, которые это сделали. И когда сюда приехал Юрий Рысухин, когда сюда приехали Антон Власенко и Владислав Ерёменко, они уже ехали в художественный центр. Когда здесь начал работать Аркадий Ескин, его уже было кому оценить. Григорьев и Глахтеев  –  люди, которые определили традицию. Эта выставка – ретроспектива. Здесь собраны работы разных лет, но мы не подчёркивали разновремённость этих работ. Мы хотели подчеркнуть связи. Поэтому здесь нет никаких обозначений, никаких этикеток. Потому что за этой живописью нет никакой литературы. Здесь есть только живопись. Юрий Петрович мыслит, как живописец. Живописность для него то, что сейчас называется модным словом «концепт». Он верит во всеобъемлющее значение живописности. Он мыслит массами, организует с  их помощью пространство и форму. И форма эта у него очень большого веса.  Именно это качество – живописность ощущения мира делает самые банальные сюжеты образами.  Конечно, Григорьев – поэт. И выставка этому доказательство. Можно не писать тексты, но быть высоким поэтом. Мне кажется, сегодняшнее событие – знаковое. В этом нет никаких сомнений.

Виктор Ренёв, советник губернатора по культуре:

–  Нам повезло, что в плеяде замечательных имён оренбургских художников есть имя Юрия Григорьева. Он не только поэт, он ещё и философ. Очень глубокий мыслитель. Я всегда удивляюсь его удивительному жизнелюбию. Он наслаждается жизнью. Это видно во всех его работах. Особенно в тех, что написаны недавно. Это взрыв эмоций. Он настолько молод! Я обращаюсь к молодым: не поддавайтесь маргиналам. Ни синим китам, ни зелёным крокодилам. Творите вместе со своим Учителем, будьте с ним, потому что он  проповедует жизнь, величие жизни, праздник жизни.

Лидия Медведева, искусствовед:

–  Я с наслаждением смотрю на его сюжетно-тематические картины, написанные много лет назад. Они и сейчас очень современные. Ничего они не потеряли, наоборот, обрели. И самое главное – яростный, огневой, могучий темперамент. Умение видеть мир с  космической широты, во всём многообразии. И поэтому работы «У причала», «Стрижка овец» – прекрасные вещи. Это скорее притчи, библейские предания. Это по-настоящему высокий разговор о человеке, о жизни.  А его пейзажи – это некое откровение. Григорьев открывает душу в своих пейзажах. Сергей Романович писал: чтобы быть художником, надо иметь силу увидеть, надо иметь силу образно осмыслить и иметь ум, чтобы найти средства воплотить увиденное. У Григорьева всё это есть. Он монументальный художник огромного таланта. 

 

Написать автору статьи