Новости
Газета
Колумнистика
Информ. киоск

Онлайн или вживую? Как общаются родители и учителя.

Благодаря удобству и простоте мессенджеры, то есть сервисы мгновенного обмена сообщениями, завоевали огромную популярность среди пользователей. Не осталась в стороне от современных веяний и школа. Но, виртуальное общение, помимо несомненного удобства, принесло и определенные проблемы.

Мы все теперь юзеры

В  относительно недалеком прошлом у провинившегося ученика  дневник пестрел записями педагогов, приглашавших родителей прийти в школу и послушать рассказ о «художествах» их чада. Иногда только записью не ограничивались, следовали телефонные звонки классного руководителя, а порой, и визит учителя домой.

Сейчас каналы передачи не только расширились, но и стали, в общем-то, удобней. Теперь родителям  узнавать о школьных делах своего ребенка стало гораздо проще.  Электронный журнал, дневник – это, скажем так,  официальные источники информации учебного заведения.  Штука удобная, но не решающая некоторые прикладные вопросы.  Например, через  электронный  дневник  не всегда удобно рассылать личные сообщения родителям,  решить организационные вопросы с  родительским комитетом, к тому же, не всегда можно зайти на страницу учебного заведения из-за технических сбоев или проводимых на сервере  работ. Тут-то и пригодились сервисы обмена сообщениями, благо выбор велик  – Viber, WhatsApp, Facebook Messenger, Skype, ICQ, Telegram, «МультиФон».

Набор коротких сообщений и их отправка занимают  считанные секунды.  А еще можно передать картинки, видео, и даже устроить  голосовые и видеоконференции. Главное сейчас, даже не наличие компьютера, а чтобы на смартфоне не села батарея, и были деньги на интернет,  и ты круглосуточно в курсе событий. Поэтому ежедневно множатся группы в соцсетях и мессенджерах.  Первыми проторили дорогу, естественно,  дети, потом подтянулись родители и учителя. В интернете появилась  большая,  неформальная и всегда открытая площадка для общения.  Так что, большинство, если не все школьное сообщество, сегодня  можно причислить к юзерам.  Именно так на компьютерном сленге называют пользователей, которые уже не испытывают особого трепета перед современными технологиями.  

 

«Плюса» без «минуса» не бывает

Если школьника сегодня невозможно представить без смартфона в руке, он постоянно что-то пишет либо читает, то педагоги и родители, как люди взрослые,  должны использовать новые возможности более рационально.

Владимир, 41 год, учитель информатики: «Я веду кружок по информатике. У нас постоянно меняется расписание, занятия переносятся, отменяются, проводятся в другом кабинете. И в этом случае  мессенджер просто незаменим. Это самый  быстрый и бесплатный способ оповестить всех.  Но, как  классный руководитель, мессенджеры не использую: вся информация для ребят есть в электронном дневнике, обо всем важном я говорю на уроках».

В этом признании все плюсы современных технологий.  Возможность быстро и легко донести информацию до всей группы. Но, скажем так, обратную связь педагог предпочитает выстраивать вовсе не виртуально. И тому есть причины. Об этом хорошо сказал другой наш собеседник из учительской среды.

Татьяна, 32 года, педагог начальных классов: «С родителями я старалась поддерживать связь только по телефону. Но, они сами пригласили меня в группу «3а класс».  Зарегистрировалась, почитала сообщения.  Главным в этом общении обычно бывает председатель родительского комитета, который размещает информацию о школьных делах.  А вот, что касается родителей, здесь не все гладко.  В том, что касается  обсуждения домашних заданий, способов их решений или  когда кто-то не знает, какие уроки будут,  я прихожу на помощь. Но все чаще мне приходится наводить в группе порядок: родители начинают переходить на личности,  доходит, порой,  до оскорблений, распространяют недостоверную информацию. Часто возникают дискуссии, которые к школьным делам не имеют отношений, причем переписка затягивается  до глубокой ночи.  Делаю им замечания. Правда, не знаю,  как они реагируют. Но из группы меня пока не удалили».  

Вот и обратная сторона медали. Группа в соцсетях, которая может стать  помощником учителя в оперативном решении вопросов, превращается в площадку, где пожелания педагога могут попросту «заболтать» или они приведут к ожесточенной полемике между участниками группы. Конечно, в спорах рождается истина. Но интернет, увы, показал, что это правило действует уже не всегда. Да и не дело учителя разнимать спорящих родителей, особенно, когда на часах за полночь. 

Поэтому в учительской среде немало тех, кто считает, что общаться по старинке, это не самый плохой вариант.

Николай, 53 года, учитель биологии: «Я не пользуюсь такими сервисами. Мы обсуждаем все важные вопросы обычно в школе, с детьми или их родителями, на уроках и после них, с глазу на глаз. Ведь любое написанное слово может быть неправильно понято, искажено. Один из родителей мне показал их группу: так там никакого конструктива, одни оскорбления и «подколки». Если уж хотите решить что-то важное, не сидите в чатах, лучше выскажитесь на родительских собраниях, скажите, что думаете классному руководителю лично. Я только в такое общение верю».

Но новые возможности берут свое, и сейчас становятся модными онлайн родительские собрания, онлайн педсоветы. Не удивимся, что пойдет разговор и о создании онлайн школы. Разумеется, никто не против новых технологий. Они прочно вошли в нашу жизнь, они удобны. Но образование  это сфера тонкая, это не только учеба, но и воспитание. И это совместная работа учителей и родителей. И вести ее только дистанционно, без живого общения, наверное,  будет неправильным. Но, похоже, это больше волнует учителей, основная масса родительского сообщества выбирает более удобную  для себя виртуальную связь.

 

Руслан Чукеев 

Дополнить статью